nsk-it-events.ru

Позитивизм

Согласно Витгенштейну, для того чтобы философствовать, не обязательно говорить, поскольку и демонстрация молчания тоже в определенном случае может быть философским отношением к действительности. В этом сочинении логический анализ языка замещается его лингвистическим анализом.

позитивізм к поппера

При этом языковые игры рассматриваются как метод обнаружения возможностей. Философия в этом сочинении выступает как средство научения мышления.

Постпозитивизм. Критический рационализм К. Поппера

Другие представители неопозитивизма Р. При этом было сделано значительное приращение знаний о сущности и назначении языка науки, о логике развития научного знания и механизмах его роста, о функциях науки, о критериях оценки знания и т. Историки философии при анализе построений позитивизма особое внимание уделяют рассмотрению представителями этого течения вопроса о проверке истинности знания. Процесс установления истинности научных утверждений осуществляется неопозитивистами с помощью принципа верификации, обозначающего установление истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. В соответствии с этим принципом всякое научно осмысленное высказывание о мире должно предоставлять возможность его сведения к совокупности высказываний, фиксирующих данные чувственного опыта. Начиная с х гг. Продолжая поиски позитивизма в области повышения научности, строгости философии, его представители, наиболее известными из которых являются К. Поппер —Т. Лакатос —П. В противоположность логическому позитивизму, принимавшему в качестве критерия научности принцип верификации, К. Поппер выдвигает принцип фальсифицируемости. Подчеркивая, что современное научное знание носит крайне абстрактный характер, что многие его положения не могут быть возведены к чувственному опыту, он утверждает, что главным для определения научности является не подтверждение, а возможность опровержения положений науки: И это не случайно, ведь ни одна научная теория не принимает все факты, а утверждает одни и отрицает, исключает другие, не соответствующие ее основным положениям. Следовательно, в принципе возможна ситуация, когда будут обнаружены факты, противоречащие теории, и она окажется неверной. Абсолютизируя фактор относительной истинности знания, Поппер выдвигает положение о том, что научными считаются лишь те теории, которые в принципе могут быть опровергнуты, и что опровергаемость — фундаментальное свойство научного знания. Утверждая, что любая научная теория заинтересована в том, чтобы быть опровергнутой, Поппер абсолютизировал действительно присущую процессу развития науки характеристику. Он представляет собой не простое количественное накопление фактов в рамках одной-единственной теории, объясняющей законы мироздания или прибавление новых теорий к старым, а последовательный процесс смены теоретических конструкций, существенно отличающихся друг от друга, часто принципиально отвергающих предшествующие научные объяснения. Поппер обрисовал яркую и драматичную картину научной жизни, в которой происходит борьба теорий, их отбор и эволюция. Необходимо отметить, что для постпозитивизма говорить о научности теорий — не одно и то же, что говорить об их истинности. По Конту, цель науки в исследовании законов, так как только их знание дает возможность предвидеть события, направлять нашу деятельность по изменению жизни в желательном направлении знание закона необходимо для предвидения, а прогноз требуется для определения объема тех усилий, которые следует затратить для достижения общественных целей.

Иными словами, для Конта наука необходима для предвидения, а предвидение необходимо для оптимизации действий. По представлениям родоначальника позитивизма, точно так же, как физика раскрывает законы природных явлений, так и социология путем наблюдения и рассуждения выявляет законы общественных явлений. Он выделяет в социологии социальную статику и социальную динамику. Та часть социологии, которая называется социальной статикой, изучает феномены, одинаковые для всех обществ. Но ученый должен помнить об относительной истинности любого объяснения. Поппер полагает, что в социальных науках неизбежен методологический эссенциализм, поскольку в гуманитарном знании исследуемые явления носят преимущественно качественный характер, часто не поддаются измерению, они глубоко историчны и понять их сущность во многих случаях можно лишь интуитивно и через исторический анализ. Следовательно, представители социальных наук должны принять исторический метод, но не историцизм. Еще раз подчеркнем, что Поппер не отрицал для гуманитарного знания возможности формулировки общих законов, однако для адекватного осознания сути исторических событий необходимо вписать эти события в конкретный контекст, используя метод реконструкции ситуации. И в социальном, и в естественнонаучном познании должна применяться одна и та же логика - дедуктивная. Такая логика - важное орудие критики. Но в социальном познании, помимо общей логики, также необходима ситуационная логика, предполагающая объяснение социальных явлений, исходя из конкретных исторических условий, традиций, ценностей. Принципы, изложенные в книге "Логика научного исследования", и особенно критический метод Поппер пытался перенести в область социальных проблем. Он называл науку одной из величайших сил, делающих человека свободным, но призывал помнить, что науку делают люди - а это значит, что она не может претендовать на статус абсолютной истины.

позитивізм к поппера

Поппер неоднократно обращался к проблеме социального значения науки. Можно утверждать, что Поппер был одним из немногих философов науки, обратившихся к социальной философии.

Постпозитивизм. Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Кун

Очевидно, что предпосылкой к созданию собственного варианта социальной философии послужили исторические события ХХ в. Поппера, как и многих других европейских интеллектуалов, беспокоил тот факт, что европейская культура оказалась неспособной противостоять иррациональным тенденциям фашизма. Вину за трагические события европейской истории он возлагает на авторитетные научные и философские концепции. Так, в книге "Нищета историцизма" он связывает формирование тоталитарного мышления с таким социально-философским учением, как исторический материализм, полагая, что убеждение в существовании законов истории и возможности давать долгосрочные исторические прогнозы внушает человеку необоснованный оптимизм и приводит к пренебрежению текущими историческими реалиями. Он опирается на семантические исследования польского логика Альфреда Тарского XX в. Львовско-Варшавская школа — семантическая теория истинности:. Что означает истинность этого положения? Оно истинно тогда и только тогда, когда снег белый там кавычки, это утверждение, а тут нет. Это соответствует классической теории истинности, которую сформулировал Аристотель: Мы отделяем вопрос о том, что значит для положения быть истинным, от вопроса, как выяснить, является ли снег на самом деле белым, или нет. Свели вопрос об истинности положения к некоторому состоянию дел. О том, как выяснить настоящее положение дел, ничего не говорится. Это уже не вопрос логики. Тем самым, отделяем критерий истинности от понятия. Врач может оперировать понятием здоровья. Если же его попросить предъявить критерий, он не сможет ответить. Но из этого не значит, что он не может определить улучшение или ухудшение состояния, не может отличить здорового от больного. Будет сравнивать два эти состояния по конкретным параметрам, ни один из которых не позволяет сказать о здоровье в целом. Хотя нет эталона истинности, мы можем сталкивать различные теории, сравнивать общие положения, выбирать из них лучшие с привлечением рациональной аргументации. Можем ошибиться, но сама ошибка может стать предметом обсуждения, можем пересматривать. При этом было сделано значительное приращение знаний о сущности и назначении языка науки, о логике развития научного знания и механизмах его роста, о функциях науки, о критериях оценки знания и т.

Историки философии при анализе построений позитивизма особое внимание уделяют рассмотрению представителями этого течения вопроса о проверке истинности знания. Лакатоса можно охарактеризовать с помощью следующих основных понятий: Методология Лакатоса рассматривает рост "зрелой" развитой науки как смену ряда связанных исследовательских программ. Важными структурными элементами исследовательской программы являются ее "жесткое ядро" и "защитный пояс" гипотез. Научно-исследовательская программа имеет свое "твердое ядро". Имре Лакатос обратил внимание на то, что обычно ученый имеет дело не с одной, а с целым семейством теорий, образующих научно-исследовательскую программу. У теорий данной программы есть "твердое ядро" и "защитный пояс". Теории сопоставляют друг с другом.

  • Как выбрать длину болонского удилища
  • Купить лодку в краснодаре в интернет магазине
  • Лодка судзуки
  • Прогноз клева в богданово
  • Рост научного знания совершается так: Только тогда, когда будет разрушено твердое ядро программы, необходимым окажется переход от старой научно-исследовательской программы к новой. Твердым ядром научно-исследовательской программы Ньютона являются три закона механики и закон тяготения. На этой базе было развито множество теорий, относящихся к астрономии, учению о свете, сопромату, технике. Все они имели свои особенности, противоречия, недостатки, часть из которых не удавалось устранить, а раз так, защитный слой начинал трещать. Понадобились годы и десятилетия, прежде чем разрушению подверглось твердое ядро. К тому же ньютоновская научная программа жива и по настоящее время ее изучают, ею пользуются. ГИПОТЕЗА ad hoc - в методологии научно-исследовательских программ Лакатоса - гипотеза из "защитного пояса", относящаяся лишь к данному случаю, то есть охраняющая "жесткое ядро" программы от определенного контрпримера. Поппер считает, что учёные делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям. Логический позитивизм распространен почти по всему Западу. Он был очень популярен на территории всей Европы. Айеру он стал популярен в Великобритании. Сторонники различных постпозитивистских направлений во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, при этом сохраняя по отношению к нему преемственность. Одним из самых интересных представителей постпозитивизма является современный английский философ Карл Поппер.

    позитивізм к поппера

    По мнению Поппера, задача философии научного познания состоит в разрешении проблемы роста знания. Рост знания может произойти в процессе рациональной дискуссии, выступающей критикой существующего знания. Постпозитивизм Прогресс научного знания, возрастание роли математики и логики в структуре познавательной деятельности, а также осознание узости методологии верификационизма и в целом эмпирической методологии привели к появлению влиятельной постпозитивисткой традиции в философии, представленной такими философами и методологами науки, как К. Поппер —Т. Методом критики принципа верификации стал принцип фальсификации от лат.

    Позитивізм

    Принцип фальсификации с самого начала противопоставлялся его автором принципу верификации и означает метод установления неистинности ложности того или иного утверждения, претендующего на научность, посредством его эмпирической проверки. В самом простом случае наличие опровергающих контрпримеров, относящихся к проверяемой гипотезе, свидетельствует о ложности гипотезы. Но подобная фальсификация не всегда возможна. Наука более сложная и многоуровневая система, и фальсификация как методологическая процедура призвана показать неоднозначность связи между опытными данными и различными теоретическими инструкциями.

    позитивізм к поппера

    Истинность научной теории не всегда можно доказать, следовательно, ее необходимо проверить на возможность опровержения фальсификации. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версиипроверенной 28 февраля ; проверки требуют 14 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Академический проект,с. Статьи с ссылкой на БСЭ, без указания издания. Навигация Персональные инструменты Вы не представились системе Обсуждение Вклад Создать учётную запись Войти. Пространства имён Статья Обсуждение. Просмотры Читать Текущая версия Править Править вики-текст История. Эта страница последний раз была отредактирована 18 апреля в Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike ; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Свяжитесь с нами Политика конфиденциальности Описание Википедии Отказ от ответственности Разработчики Соглашение о cookie Мобильная версия.

    Категория: Система
    Просмотров: 1525 | Рейтинг: 8.7/90
    Всего комментариев: 24